Как оценить уровень профессионального развития человека? Как принять решение о наиболее подходящих направлениях обучения и карьерного роста? Это сложная задача. Объёмы рынка образовательных услуг, как и количество людей, занятых в сфере оценки персонала, служат вескими доказательствами трудности и значимости этой проблемы.
До последнего времени в педагогике господствовала идея оценки знаний, умений и навыков, сформулированная ещё в советские годы. Аббревиатура ЗУН включает этих трёх китов оценки развития школьника и студента:
- Знания, то есть структурно связанные между собой элементы информации.
- Умения, то есть освоенные человеком способы выполнения действий, подкреплённые какой-либо совокупностью знаний.
- Навыки, то есть полностью автоматизированные наборы действий, вырабатываемые преимущественно в процессе выполнения.
Ярким примером для понимания различий могут служить разные уровни владения иностранным языком. Человек, владеющий только Знаниями, может процитировать те или иные грамматические правила, но применяет их лишь с очень большим трудом. Умение предполагает более глубокое погружение; построение иностранной речи уже идёт значительно проще, ошибок возникает меньше. Но всё равно уровень Умения требует периодических остановок, старательного обдумывания разных вариантов выражения своей мысли. Наконец, уровень Навыка – это то, что называется уровнем свободного владения. Человек, не задумываясь, говорит на иностранном так же чисто и грамотно, как и на родном.